ТРАНСПОРТНЫЕ И ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ
Страница 8

Наряду с возмещением установленного ущерба, причиненного необеспечением сохранности груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость последнего (п. 2, 3 ст. 796 ГК, ст. 96УЖТ).

В транспортных отношениях широкое применение получила практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке.

Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю.

Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер (штраф, пени).

Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков, которые в законодательстве о перевозках, осуществляемых данным видом транспорта, принято именовать общей и частной аварией.

К общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях сохранения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 284 КТМ). Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованного лица диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате РФ и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права. Диспашером называется эксперт, производящий диспаши. Диспаша (фр. dispache) – расчет убытков при общей аварии, падающих на груз, судно и фрахт и распределяемых между грузовладельцем и судовладельцем.

Убытки, зафиксированные как общая авария, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Примером общей аварии может служить выбрасывание за борт груза с целью облегчения судна и тем самым спасения его, а равно спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под общую аварию. Данные убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или лицо, ответственное за их причинение.

Помимо ответственности перевозчика транспортным законодательством определяется ответственность грузоотправителя и грузополучателя, причем данная ответственность является повышенной. Основаниями для наступления такой ответственности принято считать нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза к перевозке, его упаковки, оформления перевозочных документов, получения груза в пункте назначения и т.д. Повышенными признаются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Встречная полоса. А кто сказал, что выезд запрещен?
Движение по встречной полосе, пожалуй, любимое нарушение сотрудников ДПС после превышения скорости. А все дело в том, что за выезд на встречную полосу движения предусмотрено наказание в виде лишен ...

Понятие и виды хозяйственных товариществ (партнерств)
Среди организационно-правовых форм зарубежных фирм особое место принадлежит хозяйственным товариществам. К хозяйственным товариществам относят такие объединения лиц, которые, как правило, о ...