ТРАНСПОРТНЫЕ И ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ
Страница 6

Договор морской перевозки груза.

Согласно п. 1 ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Приведенное определение позволяет сделать два вывода относительно данного договора. Во-первых, он может быть как реальным, так и консенсуальным, о чем свидетельствует употребление слов «передал» или «передаст». Во-вторых, слова «отправитель» или «фрахтователь» означают, что понятием договора морской перевозки груза охватываются два вида договоров: обычный договор перевозки и чартер, которые различаются по своей юридической природе.

Договор морской перевозки груза подлежит заключению в письменной форме. Наличие и содержание указанного договора могут подтверждаться чартером (в данном случае имеется в виду соответствующий документ), коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки судна, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).

Коносамент выполняет функции:

• доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания;

• расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;

• товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом;

• документа, при предъявлении которого выдается груз получателю.

Отношения сторон по договору морской перевозки груза регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями.

Развитие обычного права применительно к морской перевозке грузов привело к возникновению так называемого формулярного права. Последнее представляет собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Соответствующие этим обычаям правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Данные обозначения произошли от сочетания начальных букв английских слов, которые используются в таких случаях.

Договор перевозки груза по внутренним водным путям.

Данный вид договора характеризуется теми же общими признаками, которые присущи договору перевозки на других видах транспорта. Содержание договора, права и обязанности сторон регламентированы КВВТ. Заключение данного договора подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования, и перевозчик обязан выдать ее вместе с грузом получателю в порту (на причале) назначения. Дорожная ведомость следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у перевозчика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

«Счастливый» обладатель зеленого талона
Таким «счастливчиком» называют того, кто вместо своего водительского удостоверения получил временное разрешение — зеленую карточку. Срок действия временного разрешения — до вступления в силу постан ...

Классификация договоров.
Контракты можно классифицировать различным образом, некоторые из возможных классификаций явно перешли к нам от римлян, другие современны по формулировкам, однако скрытым образом заложены уже в сист ...