Понятие признаков почерка, их система и криминалистическое значение
Страница 1

Почерк – это система привычных движений при выполнении письменных знаков, для которой характерны индивидуальность и относительная устойчивость, позволяющие идентифицировать исполнителя рукописи.

Под индивидуальностью почерка понимается совокупность особенностей письменно-двигательного навыка, присущих данному лицу. Относительная устойчивость означает сохраняемость в почерке индивидуальных особенностей на протяжении долгого времени, а зачастую и на протяжении всей жизни.

К общим признакам почерка относятся:

• признаки, характеризующие пространственную ориентацию движений;

• отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;

• отражающие структуру движений по траектории.

Ниже перечислены общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений (иногда их называют топографическими признаками):

• размещение текста в целом: на скольких сторонах листа расположен текст (на одной, на обеих), на каком расстоянии от верхнего (нижнего) края среза листа (большом – более 3 см, среднем – от 1 до 3 см, малом – менее 1 см);

• размещение самостоятельных фрагментов: заголовков, обращений, подписей, резолюций и т.п. относительно основного текста и срезов листа;

• наличие или отсутствие полей (если они есть – правые, левые), их размер, конфигурация линий (выпуклые, вогнутые, прямые, извилистые);

• форма линии письма в строке (прямая, извилистая, вогнутая, выпуклая);

• размещение движений при выполнении знаков препинания, интервал между знаком препинания и предшествующим словом и т.д.

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка , характеризуются вы-работанностью почерка и степенью сложности движений при выполнении отдельных знаков и строением почерка в целом.

Выработанность почерка определяется уровнем владения техникой письма и характеризуется темпом и координацией движений. В зависимости от этого различают маловыработанный почерк (низкие координация и степень связности движений, слитное написание менее двух-трех букв в слове), средневыработанный (слитное написание четырех-пяти букв) и высоковыработанный (шесть и более букв, выполненных слитно).

Степень сложности движений определяется уровнем владения техническими и графическими навыками и особенностями письменно-двигательных навыков при выполнении письменных знаков. В соответствии с этим различают: простой, упрощенный, усложненный почерк.

Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по траектории , характеризуются формой, направлением, наклоном, размером и разгоном.

Преобладающей формой движения в прописи считается выполнение букв и их элементов прямолинейно-круговыми (дуговыми) движениями. Однако выделяют и такие формы движений, как прямолинейно-угловатая, извилистая, петлевая, угловатая и смешанная.

Преобладающее направление движений рассматривается применительно к выполнению дуговых (овальных) элементов. Различают левоокружное направление движений (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке); может быть и смешанное направление движений.

По наклону различают почерк правонаклонный, левонаклонный и смешанный. Кроме этого, текст может быть выполнен вертикальным почерком, т.е. без наклона.

Размер почерка определяется высотой строчных букв. Различают малый (высота строчных букв до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (более 5 мм) почерк.

Протяженность движений по горизонтали, или разгон , почерка определяется соотношением протяженности движений по горизонтали и преобладающей протяженности по вертикали (размеру почерка). В зависимости от этого различают сжатый, средний и размашистый почерк.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Техника безопасности
О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещает мастера или другого непосредственного руководителя работ. Узнав о несчастном случае, руко ...

ЗАШИТА ОУ ОТ ТЕРРОРИЗМА И УГРОЗ СОЦИАЛЬНО-КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Антитеррористическая деятельность – новое приоритетное направление в системе образования России, имеющее целью совершенствование мер безопасности личности, общества и государства. Анализ состояни ...