Субъекты ответственности за причинение вреда, возникшего в результате столкновенияСтраница 18
В том случае, если договор найма заключен на транспортное средство совместно с экипажем (водителем), но экипаж остался в штате наймодателя, т.е. продолжает находиться в трудовых отношениях с прежним владельцем и может не подчиняться нанимателю, то ответственность за причиненный ущерб этим экипажем (водителем) несет наймодатель.
Судебная практика свидетельствует также о том, что при определении субъекта ответственности при столкновении нескольких транспортных средств допускаются ошибки. О разделении ответственности за вину при таком столкновении закон умалчивает, не дает ответа на этот вопрос и вышестоящий суд в своих руководящих разъяснениях. Судьям приходится самим определять субъект ответственности, пользуясь при этом материалами дознания, административными материалами о нарушении Правил дорожного движения (схемами ДТП, показаниями свидетелей, заключениями автотехнической экспертизы и др.).
Например, С, являясь владельцем автомобиля ВАЗ-2106, двигался по ул. Сумской. Неожиданно перед перекрестком он затормозил из-за того, что пешеход перебегал улицу на красный свет светофора. В это время за ним двигался К. — владелец автомашины «Волга», который не среагировал на неожиданную остановку С. и ударил автомобиль в заднюю часть. Двигавшийся за ним Л. на автомашине «Вольво», которой управлял по генеральной доверенности, ударил автомашину К. В результате столкновения трех автомобилей всем причинены механические повреждения.
В суд были предъявлены следующие иски: С. к К. о возмещении материального и морального вреда в сумме 1500 грн.; К. к Л. о взыскании 1700 грн.; Л. к К. о взыскании 850 грн.
Местным судом Дзержинского р-на г. Харькова первые два иска были удовлетворены, во встречном иске Л. к К. было отказано по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 1188 ГК Украины, признав его виновным в ДТП по отношению к К. (не была соблюдена дистанция и интервал между их автомобилями по вине Л.).
К. подал апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что он не виновен в создавшейся обстановке, т.к. С. неожиданно затормозил, лишив его возможности оперативно среагировать, чтобы избежать столкновения.
Такую же жалобу и по таким основаниям подал Л., обвиняя водителей С. и К. в создании для него аварийной обстановки.
Апелляционные жалобы были оставлены без удовлетворения. При этом вышестоящий суд указал наследующее: «Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения «водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал». Водители К. и Л., как следует из постановления органов дознания, требования этих Правил не соблюдали, водитель же С. двигался с допустимой скоростью и экстренное торможение произвел у перекрестка, чтобы избежать наезда на пешехода. Водители К. и Л. двигались со скоростью, которая превышала скорость идущего впереди автомобиля, не соблюдая при этом интервала — расстояния между идущими автомобилями были не более одного метра. Водитель Л. не выдержал дистанцию между автомобилями, совершил наезд и не имел права требовать от К. возмещения ущерба».
В данном примере три источника повышенной опасности были участниками ДТП, два из них (водители К. и Л.) являются субъектами ответственности.
Может ли несовершеннолетнее лицо быть участником дорожного движения, а следовательно, и субъектом ответственности при столкновении транспортных средств? Законодатель на этот вопрос отвечает положительно.
Согласно п. 2.13 Правил дорожного движения право на управление транспортными, мототранспортными средствами и мотоколясками предоставляется с 16-летнего возраста. Этими транспортными средствами (мотоциклами, имеющими двигатель рабочим объемом 50 см3 и более, мотороллерами, мотоколясками, трехколесными и другими механическими средствами, максимальная масса которых не превышает 400 кг) несовершеннолетний может не только управлять, имея удостоверение водителя, но и быть владельцем их, а следовательно, как владелец источника повышенной опасности отвечать за вред, причиненный транспортным средством при столкновении.
Другие статьи:
АВТОСТРАХОВАНИЕ
Автомобиль экономит время, делает жизнь комфортнее и удобнее, однако предполагает
и непредвиденные расходы на восстановительный ремонт после ДТП, на покупку новой
автомагнитолы взамен украденной, ...
Красный, желтый, зеленый…
Самое частое нарушение в городе — проезд на запрещающий сигнал светофора. Ну
а что тут сделаешь-то: пробки, все еле плетутся, пропустить светофор — значит, потерять
дополнительное время. И тут мно ...