Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Страница 1

1. Статья является новеллой Кодекса. ЗК 1991г. возможность установления сервитутов в отношении земельных участков не предусматривал.

Впервые такое ограниченное вещное право, как сервитут, было восстановлено из правового небытия ГК РФ, в котором сервитутам посвящены ст.274-277. Под сервитутом (от латинского "servitus" — рабство, служение вещи) понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. В науке гражданского права такие сервитуты имеют название положительных. Именно о них говорится в комментируемой статье и в упомянутых статьях ГК РФ.

Вместе с тем законодательству зарубежных стран известны и так называемые отрицательные сервитуты. Для собственников сопредельных земельных участков весьма важное значение имеет также возможность определенным образом ограничивать друг друга в пользовании своими земельными участками. Именно для реализации такой возможности устанавливаются отрицательные сервитуты, в силу которых лица, имеющие определенные права на недвижимое имущество, устраняются от известного пользования им. Например, _ 1018 Германского Гражданского Уложения, давая определение земельного сервитута, предусматривает, что "земельный участок может быть обременен в пользу собственника другого земельного участка таким образом, чтобы последний имел право использовать чужой земельный участок в определенных случаях, или чтобы на чужом земельном участке не могли совершаться определенные действия, или чтобы было исключено осуществление права, которое следует из права собственности на обремененный земельный участок в отношении господствующего земельного участка".

Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п.1 ст.274 ГК РФ).

Пункт 3 ст.274 ГК РФ предусматривает два основных способа установления частного сервитута — по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником участка, в отношении которого устанавливается сервитут, либо, при недостижении такого соглашения, — на основании судебного решения.

2. Возможность установления публичных сервитутов базируется на закрепленном в подп.11 п.1 ст.1 Кодекса принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов граждан, которым принадлежат земельные участки.

В п.2 комментируемой статьи приведен исчерпывающий перечень оснований установления публичных сервитутов — это законы или иные нормативные правовые акты соответствующего уровня, и обозначены интересы, для обеспечения которых такие сервитуты могут устанавливаться. Действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления:

публичных водных сервитутов в целях забора воды (без применения сооружений или технических средств), водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для маломерных плавательных средств (ст.43, 44 ВК РФ);

публичных лесных сервитутов в целях свободного пребывания граждан в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах (ч.1 ст.21 ЛК РФ);

публичных сервитутов на отчуждаемые при приватизации зданий, строений и сооружений, а также имущественных комплексов унитарных предприятий земельные участки (п.6 ст.28, ст.31 ФЗ от 21.12.2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества";

сервитутов на земельные участки, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п.4 ст.13 ФЗ от 19.07.1998г. "О гидрометеорологической службе".

Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в подп.4 п.1 ст.1 Кодекса принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Представляется, что процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом следует иметь в виду, что отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.

Основной отличительной чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют "пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей". Данное мнение находит косвенное подтверждение и в п.7 комментируемой статьи, из содержания которого можно сделать вывод о том, что такое ограниченное вещное право, как публичный сервитут, может прекратить более широкое по содержанию вещное право — право собственности. При этом в случае установления частного сервитута невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением влечет за собой прекращение такого сервитута, а не права собственности (п.2 ст.276 ГК РФ).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевре ...

Понятие бюджетного процесса
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экон ...