Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)Страница 1
1. Статья является новеллой Кодекса. ЗК 1991г. возможность установления сервитутов в отношении земельных участков не предусматривал.
Впервые такое ограниченное вещное право, как сервитут, было восстановлено из правового небытия ГК РФ, в котором сервитутам посвящены ст.274-277. Под сервитутом (от латинского "servitus" — рабство, служение вещи) понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. В науке гражданского права такие сервитуты имеют название положительных. Именно о них говорится в комментируемой статье и в упомянутых статьях ГК РФ.
Вместе с тем законодательству зарубежных стран известны и так называемые отрицательные сервитуты. Для собственников сопредельных земельных участков весьма важное значение имеет также возможность определенным образом ограничивать друг друга в пользовании своими земельными участками. Именно для реализации такой возможности устанавливаются отрицательные сервитуты, в силу которых лица, имеющие определенные права на недвижимое имущество, устраняются от известного пользования им. Например, _ 1018 Германского Гражданского Уложения, давая определение земельного сервитута, предусматривает, что "земельный участок может быть обременен в пользу собственника другого земельного участка таким образом, чтобы последний имел право использовать чужой земельный участок в определенных случаях, или чтобы на чужом земельном участке не могли совершаться определенные действия, или чтобы было исключено осуществление права, которое следует из права собственности на обремененный земельный участок в отношении господствующего земельного участка".
Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п.1 ст.274 ГК РФ).
Пункт 3 ст.274 ГК РФ предусматривает два основных способа установления частного сервитута — по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником участка, в отношении которого устанавливается сервитут, либо, при недостижении такого соглашения, — на основании судебного решения.
2. Возможность установления публичных сервитутов базируется на закрепленном в подп.11 п.1 ст.1 Кодекса принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов граждан, которым принадлежат земельные участки.
В п.2 комментируемой статьи приведен исчерпывающий перечень оснований установления публичных сервитутов — это законы или иные нормативные правовые акты соответствующего уровня, и обозначены интересы, для обеспечения которых такие сервитуты могут устанавливаться. Действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления:
публичных водных сервитутов в целях забора воды (без применения сооружений или технических средств), водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для маломерных плавательных средств (ст.43, 44 ВК РФ);
публичных лесных сервитутов в целях свободного пребывания граждан в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах (ч.1 ст.21 ЛК РФ);
публичных сервитутов на отчуждаемые при приватизации зданий, строений и сооружений, а также имущественных комплексов унитарных предприятий земельные участки (п.6 ст.28, ст.31 ФЗ от 21.12.2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества";
сервитутов на земельные участки, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п.4 ст.13 ФЗ от 19.07.1998г. "О гидрометеорологической службе".
Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в подп.4 п.1 ст.1 Кодекса принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Представляется, что процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом следует иметь в виду, что отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.
Основной отличительной чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют "пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей". Данное мнение находит косвенное подтверждение и в п.7 комментируемой статьи, из содержания которого можно сделать вывод о том, что такое ограниченное вещное право, как публичный сервитут, может прекратить более широкое по содержанию вещное право — право собственности. При этом в случае установления частного сервитута невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением влечет за собой прекращение такого сервитута, а не права собственности (п.2 ст.276 ГК РФ).
Другие статьи:
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном
правонарушении выясняют следующи ...
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее,
полное, объективное и своевре ...