Цели охраны земель
Страница 1

1. Отношения по охране земель традиционно являются важнейшей составной частью земельных отношений, регулируемых земельным законодательством (см. ст.3 Кодекса и комментарий к ней). В ЗК 1991г. содержался специальный раздел, посвященный охране земель (IX), многие нормы которого включены и в комментируемый Кодекс.

Отметим, что с точки зрения законодательной техники по сравнению с ЗК 1991г. Кодекс является более совершенным. Например, ст.100 ЗК 1991г., посвященная целям и задачам охраны земель, включала также определение понятия охраны земель. Одновременно в другой статье ЗК 1991г. раскрывал содержание охраны земель (ст.101). Таким образом возникало очевидное логическое противоречие, поскольку дать определение любому понятию можно, лишь отразив в этом определении содержание соответствующего понятия. В ЗК 1991г. это сделать не удалось.

В Кодексе четко определены цели (ст.12) и содержание (ст.13) охраны земли. Законодатель в этом случае не стал предпринимать попыток дать обобщающее определение понятия "охрана земли" в отдельной норме-дефиниции, поскольку содержание данного понятия подробно раскрывается в нормах ст.13 Кодекса.

Конституция РФ в гл.1, устанавливающей основы конституционного строя Российской Федерации, в специальной статье определила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9).

Обеспечение охраны природных ресурсов и особенно земли в наши дни находится в ряду важнейших задач государства и общества. Не случайно Концепция национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации называет обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, недостаточно развитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит: борьбу с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; борьбу с радиоактивным загрязнением; создание экологически чистых технологий; рациональное использование природных ресурсов. Поскольку решение проблем экологической безопасности требует значительного ресурсообеспечения, необходимо осуществление стабильного финансирования, источники которого должны закладываться в бюджеты всех уровней.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим охрану земель, является Кодекс. Данные отношения регламентируются также другими актами земельного законодательства — федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Бережное отношение к природным ресурсам и важнейшему из них — земле — обеспечивается природоресурсным и экологическим законодательством. Один из важнейших федеральных законов, регламентирующих природоохранные отношения, — ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды". К отношениям по охране недр, вод, лесов, животного мира и других природных ресурсов, охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов России применяются акты других отраслей законодательства, названных в п.2 ст.2 Кодекса. В случаях, когда те или иные отношения в области охраны земель не урегулированы в земельном законодательстве, к соответствующим земельным отношениям применяются нормы указанных отраслей законодательства (см. п.1, 2 ст.3 Кодекса и комментарии к ним).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных пол ...

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, упол ...