Понятие и источники Конституционного права
Страница 2

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица. Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом. Органы, занимающиеся вопросами гражданства: * Президент РФ; * Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ; * МВД; * МИД; * Дипломатич. Представительства РФ; * Консульские учреждения. 17. Принципы гражданства. Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства и может пользоваться его защитой. Принципы г-ва: 1. Гражданство РФ явл. единым, т.е. гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ. 2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения. 3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, выражается, во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина. 4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством. 5. Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства РФ; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ. 6. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций. 7. Почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ. 8. Отрицание автоматического изменения гражданства: * заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства. * изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим. * расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей. 9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ. 18. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. 19. Конституционные гарантии правосудия. Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. В ст. 2 Конституции РФ 1993 г. прямо предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина -— обязанность государства. Эта норма конкретизируется в ст. 45 Конституции, которая устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В ч.2 ст.80 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Функцию гаранта Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы. I. Общие - с.1 ст.45, ч.2 ст.80, ст.82, ч.3 ст.15, ч.1 ст.54, ч.2 ст.55. 1. Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дели другие правоохранительные органы. 2. Самозащита прав и свобод - ч.2 ст.45. Способы - обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащиты организаций и общественных объединений, с помощью оружия (кроме против женщ., инвал.). 3. Судебная защита - ст.46. 4. Международная защита - ч.3 ст.46. Возможна только после использования всех внутренних мер. 5. Возмещение вреда - ст.53. Ст.55 ч.3 - неотъемлемость прав и свобод. II. Гарантии правосудия. 1. Гарантия подсудности - ст.47 2. Право на юридическую помощь - ст.48. Ее оказывает адвокат. В судах первой инстанции впервые по существу (бесплатно): * при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых спорах; * о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с несчастным случаем на производстве; * о возмещении вреда, причиненного увечием или иным повреждением здоровья, связанным с работой. По уголовным делам: * по делам несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических и психических недостатков, не могущих сами осуществлять свою правозащиту, для лиц, не влядеющих языком, на коттом ведется судопроизводство, по делам о смертной казни; * для лиц между интересами которых имеются противоречия и один из них имеет адвоката; * по делам, в которых участвует государственный или общественный обвинитель. 3. Презумпция невиновности - ст.49. 4. Запрет повторного осуждения - ст.50. Искл: Если решение суда и приговор будут отменены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. 5. Недействительность незаконно полученных доказательств - ч.2 ст.50. 6. Право на пересмотр приговора - ч.3 ст.50. 7. Гарантия от самообвинения - ст.51. 8. Права потерших - ст.52 9. Запрет обратной силы закона - ст.54. К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (комиссар, посредник, народный защитник и т.п.). Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе. 20. Правовое положение иностранцев в РФ. В РФ правовой режим иностранных граждан регулируется следующими основными документами: — Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан" от 24 июня 1981 г.; — "Правилами пребывания иностранных граждан в СССР"от 26 апреля 1991 г. В основе правового режима иностранных граждан лежит ряд принципов, общепризнанных в международном праве и применяемых в законодательстве практически всех стран. Принцип 1. На иностранных граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства. Государство устанавливает правила пребывания иностранных граждан на своей территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция не распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями. К таким лицам относятся: — дипломатические и консульские представители государств и члены их семей; — официальные представители государств, находящиеся с визитом в другом государстве; — должностные лица международных организаций; — представители государств при международных организациях, международных конференциях, конгрессах, персонал специальных миссий; — в определенном объеме иммунитетами и привилегиями пользуются члены административно-технического и обслуживающего персонала представительств. Принцип 2. Права иностранных граждан защищает государство их местопребывания. Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся на его территории, определенный объем прав и обязанностей. "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года (ст. 6), определяет, что "лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР". На основании ст. 18 закона "О правовом положении иностранных граждан" государство предоставляет иностранным гражданам защиту их личности и имущества. Со своей стороны иностранные граждане обязаны уважать Конституцию России и соблюдать ее законы (ст. 4, 14, 16 Закона). Принцип 3. Государство не должно препятствовать иностранным гражданам в праве выезда со своей территории при условии выполнения всех своих обязательств перед этим государством и его физическими и юридическими лицами. Закон "О правовом положении иностранных граждан" (ст. 25) оговаривает случаи, в которых ему отказывается в выезде из РФ: 1. Если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности, — до окончания производства по делу. 2. Если он осужден за совершение преступления, — до отбытия наказания или освобождения от наказания. 3. Если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности, — до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду. 4. Если имеются иные, установленные законодательством России, основания, препятствующие выезду. Принцип 4. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за границей, имеет право на защиту такого лица. Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Европейской конвенцией о консульских функциях 1967 г., двусторонними договорами и внутренним законодательством страны. 21. Понятие политического убежища. Статья 63 устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Право, убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора (ч. 2 ст. 63 Конституции). 22. Сущность выборов. Современное конституционное право рассматривает институт выборов как неотъемлемое свойство демократии —средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов формируются различные органы государственной власти — парламенты, главы государств и т.п. Следовательно, выборы — это форма непосредственной демократии. Общественные отношения, связанные с выборами, моделируются в различных социальных нормах. Среди них важнейшее место занимают правовые нормы. Акт выборов — это обозначенный во времени процесс, имеющий особое внутреннее содержание: формирование из индивидуальной и коллективной воли членов общества волеизъявления народа, либо территориального коллектива по вопросу комплектования представительных органов власти. Следовательно, содержание избирательного права — это правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов. Избирательное право понимается в двух значениях. 1. В объективном смысле - система КПН, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. 2. В субъективном смысле - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий (например, активное и пассивное избирательное право, прямое и косвенное избирательное право).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
Перспективным направлением повышения эффективности и экономичности систем безопасности ОУ является широкое использование технических средств. Технические средства безопасности  – это разнообра ...

На вас составляют протокол
Протокол — это еще не постановление, поэтому ничего страшного в том, что его составляют, нет, особенно если речь идет о незначительных нарушениях. Виновным вы еще не признаны. При составлении на ...