Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортные происшествия подразделяют по видам:

• столкновение транспортных средств;

• наезд транспортного средства на пешехода;

• наезд на препятствие;

• опрокидывание транспортного средства;

• выпадение пассажиров из транспортного средства;

• прочие происшествия.

Анализ ДТП позволяет сделать вывод, что наибольшее их число является результатом пренебрежительного отношения водителей, пешеходов и пассажиров к правилам дорожного движения, в частности: превышение скорости движения в населенных пунктах, в местах перехода, скопления народа, вблизи расположения учебных заведений и т.п.; переоценка своих возможностей, игнорирование конкретных дорожных условий (характерно для неопытных водителей); управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; несоблюдение дистанции; нарушение правил проезда перекрестков, переездов; невыполнение требований дорожных знаков; нарушение правил перехода проезжей части; неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; нарушение пассажирами правил посадки-высадки; выпрыгивание из движущегося транспорта и т.д.

Криминалистическая характеристика ДТП отличается значительным своеобразием. Поскольку преступления данной категории совершаются неумышленно, в их типовой криминалистической характеристике отсутствуют такие элементы, как непосредственный предмет преступного посягательства и способы совершения преступления. В то же время повышается роль таких элементов, как механизм следообразования и обстоятельства совершения преступления.

Для ДТП характерны как идеальные, так и материальные следы. Идеальные следы выявляются прежде всего путем допросов всех участников ДТП: водителей, пешеходов, пассажиров, очевидцев ДТП, других свидетелей, а также лиц, ответственных за выпуск и эксплуатацию транспортных средств, руководителей транспортных организаций, имеющих отношение к конкретному ДТП.

Материальные следы ДТП делятся на следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества. Эти следы могут быть обнаружены на проезжей части, транспортном средстве и препятствии (другом транспортном средстве, сооружении, человеке).

Для каждого вида ДТП характерны свои материальные следы. Так, при наезде на пешехода на проезжей части могут быть обнаружены: труп, следы крови, части одежды, предметы, ранее принадлежавшие потерпевшему; следы шин транспортного средства, в том числе от торможения; части деталей и детали транспортного средства (осколки стекол и т.п.); различные вещества (сколы краски, грунта, капли ГСМ). На транспортном средстве, как правило, остаются: повреждения на кузове (в месте столкновения) в виде вмятин, разбитых фар, стекол; иногда – отсутствие отдельных деталей кузова (например, подкрылков); наличие следов наслоения (от одежды потерпевшего, волосы, кровь, мозговое вещество, кусочки ткани кожи) как непосредственно на кузове в месте столкновения, так и на ходовой части и днище транспортного средства. На трупе и его одежде могут быть повреждения от частей транспорта, с которыми произошел непосредственный контакт (следы шин, а также наслоения грунта, ГСМ, сколы краски, осколки стекол и т.п.).

Рассматривая обстоятельства совершения ДТП, необходимо отметить, что наибольшее количество аварий на дорогах происходит в летний период (май – сентябрь), т.е. в период отпусков, выездов на дачу. Пик ДТП приходится на пятницу и воскресенье, вечернее время. Кроме того, количество ДТП возрастает в дни, когда климатические условия затрудняют движение транспорта, сокращают зону видимости (сильный дождь, снегопад, туман, гололед и т.п.).

Субъектами ДТП являются: водители, пешеходы (велосипедисты), пассажиры, лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств, а также должностные лица, ответственные за состояние путей сообщения (дорог), средств сигнализации или связи и т.д.

Основная масса ДТП происходит по вине водителей (около 60%), из них одна треть совершается в состоянии алкогольного опьянения. Возраст виновных – до 25 либо после 65 лет, когда практические навыки вождения либо недостаточны, либо уже в некоторой степени утеряны.

Другие статьи:

Инспектор-нарушитель
Вы думаете, что только инспектор может привлечь вас к ответственности за нарушение Правил дорожного движения? Конечно же, нет! Вы тоже можете наказать инспектора, нарушившего Правила дорожного дви ...

«Счастливый» обладатель зеленого талона
Таким «счастливчиком» называют того, кто вместо своего водительского удостоверения получил временное разрешение — зеленую карточку. Срок действия временного разрешения — до вступления в силу постан ...