Сложность определения
Страница 5

Такое решение вопроса при установлении вины одного или нескольких владельцев ни у кого не вызывает сомнения.

Но вот пример из судебной практики. Таксомоторный парк предъявил иск к Е. о взыскании 565 грн. — стоимости ремонта их автомобиля, поврежденного при столкновении.

Е. предъявил встречный иск к таксопарку о взыскании 1005 грн. на устранение повреждений его автомобиля. Суд пришел к выводу, что в данном столкновении оба водителя не виновны. Сложив суммы ущерба и разделив их поровну, суд взыскал в пользу Е. 200 грн.

Представляется, что подобная судебная практика основана на общих принципах обязательного права.

Не соглашаясь с этой практикой, Верховный Суд Украины в своем Постановлении «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба» от 27.03.92 г. № 6 в пункте 3 указал: «При отсутствии вины владельцев источников повышенной опасности в обоюдном причинении вреда каждый из них не имеет права на возмещение». Следовательно, вышестоящий суд исходит в данном случае из требований ст. 1166 ГК Украины, т.е. при отсутствии вины ни один из владельцев не вправе претендовать на возмещение ущерба за счет другого. Риск возможного ущерба лежит только на потерпевшем.

При этом совершенно не принимается во внимание специфика складывающегося правоотношения. Если при случайном столкновении одному из автомобилей причинен значительный ущерб, а второму — никакой или небольшой, то один из владельцев источника повышенной опасности оказывается в привилегированном положении (например, владельцы тяжелых грузовых автомобилей, тракторов, которым при столкновении редко причиняется ущерб, естественно, страдают меньше, чем владельцы легковых автомобилей). Вред возник от взаимодействия источников повышенной опасности, причем этот вред единый, неразделенный, он — следствие проявления свойств, присущих источникам повышенной опасности: большой скорости двух или нескольких автомобилей, столкновения значительных масс, невозможности их моментальной остановки и т.д. Поэтому было бы правильно считать, что поскольку сопричинителями вреда, вызванного случайнымстолкновением двух или более источников повышенной опасности, являются оба их владельца, было бы неправильным и несправедливым всю тяжесть вредных последствий возложить только на одного из них: на того, кто не понес ущерба, но случайно причинил ущерб другому (по принципу ст. 1187 ГК Украины), ил и на того, кто случайно сам понес ущерб (по принципу ст. 1166). Владельцы автомобилей при случайном столкновении должны находится в равных условиях. А это возможно лишь тогда, когда весь ущерб распределен между ними в равных долях.

Водитель 3., управляя по доверенности легковым автомобилем ВАЗ-2101 гр-ки А., подъехал к перекрестку, перед которым стоял знак 1.4.1 — «движение направо». Подчинившись знаку, водитель повернул направо, затем развернулся и, двигаясь в обратном направлении (п. 16.6 Правил), столкнулся с грузовым автомобилем ЗИЛ-555 под управлением П Местный суд, куда поступило уголовное дело по обвинению 3., пришел к выводу, что подсудимый не нарушил правил дорожного движения и постановил ему оправдательный приговор. По делу было установлено: в месте поворота 3. не был извещен, что он выезжает на круговое движение, а потому все его последующие действия были признаны правомерными. Таким образом, возникла преюдиция, согласно которой вред причинен в результате случайного столкновения автомобилей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью физического лица источником повышенной опасности
Закон признает за каждым гражданином право на возмещение любого причиненного ему другими лицами имущественного вреда, представляя в его распоряжение соответствующие юридические возможности защиты ...

Лишение права управления
Нарушения, за которые лишают права управления транспортным средством, считаются самыми грубыми. Почти полтора миллиона человек лишились прав за 2008 год, а это достаточно высокий показатель. Ответ ...