Подготовка работников к действиям в опасных ситуациях

Работа в этом направлении должна строиться в соответствии с указаниями Минобрнауки, МЧС и МВД России, а также на анализе потребностей ОУ. Практика показывает, что причинами плохой работы кадров и их неправильного поведения, неудачных действий, травматизма и гибели учащихся являются:

недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность к работе, в т. ч. к действиям в опасных ситуациях;

недисциплинированность, беспечность, пренебрежение правилами безопасности, потеря бдительности;

незнание тактических основ и правовых норм своей работы.

Неподготовленность работников чаще всего является следствием недостаточной требовательности или формального подхода руководителей ОУ к качеству подбора и подготовки сотрудников, слабого контроля соблюдения требований и рекомендаций по обеспечению безопасности на работе и в быту.

Основной целью профессиональной подготовки сотрудников ОУ является формирование у них личных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для обеспечения не только результативной, но и безопасной работы.

В процессе обучения и начального периода работы сотрудников ОУ должны решаться следующие задачи:

освоение рациональных методов работы, требований руководства и технических средств;

воспитание добросовестности в труде, честности и товарищеской взаимопомощи;

развитие полезных навыков, например, быстрой реакции, оперативного мышления, умения наблюдать, а также выносливости, сообразительности, решительности, устойчивости и др.

Для обеспечения успешного достижения целей и задач обучения сотрудники обязаны:

посещать предусмотренные занятия или компенсировать их самоподготовкой;

постоянно совершенствовать необходимые умения и навыки, выполнять соответствующие контрольные тесты, упражнения и нормативы;

изучать учебно-методическую литературу, правовые акты по вопросам обеспечения безопасности.

Содержание подготовки определяет руководитель исходя из специфики выполняемых работником функций и комплексного плана безопасности.

Процесс обучения сотрудников ОУ по вопросам обеспечения безопасности должен иметь преимущественно практическую направленность. Обучение осуществляется методами рассказа и показа на рабочих местах, в помещениях ОУ, спортивных залах и иных конкретных объектах с учетом реальных задач и ситуаций.

Ознакомительная практика предполагает изучение организации режима безопасности ОУ и личное участие нового работника в выполнении учебных и практических задач.

Подготовка сотрудников ОУ должна осуществляться постоянно и совершенствоваться в процессе работы. Под контролем руководителей они закрепляют необходимые знания тактических действий в разных ситуациях, умение анализировать и прогнозировать возможное неблагоприятное развитие событий, принимать решения и действовать в соответствии со складывающейся обстановкой. На практических занятиях и на рабочих местах постепенно отрабатываются автоматизм и умение выполнять необходимые действия быстро и четко, например, при задымлении, отключении электроэнергии, при эвакуации учащихся, получении травмы и т. д.

Упражнения должны обеспечивать отработку и улучшение качеств и навыков, необходимых сотруднику, а попутно улучшать и другие жизненно важные способности человека, например, наблюдательность, внимательность, быстроту реакции, владение приемами оказания первой помощи и др.

Есть специальные упражнения для руководителей, педагогов, операторов ПК и работников других профессий. К ним относятся следующие упражнения:

на выносливость (йога, бег, лыжи);

развивающие силу, ловкость и сенсорно-моторную координацию в опасной ситуации (все виды единоборств);

развивающие координацию и точность движений в окружении движущихся объектов (волейбол, баскетбол, теннис);

приучающие к напряженной нервной деятельности (пулевая стрельба, карты, бильярд).

Для формирования устойчивых навыков и умений по БЖ используется принцип последовательности этапов обучения. На первом этапе раздельно разучиваются элементы действий или приемов. Второй этап – замедленная отработка всех элементов упражнения или приема целиком. Третий этап – доведение освоенных действий до автоматизма в условиях, приближенных к реальности. Например, использование индивидуальных средств защиты в процессе экстренной эвакуации через окно второго этажа.

Важными принципами успешного обучения персонала ОУ являются доступность и повторяемость методов подготовки, поддержание интереса, стимулирование обучаемых. Следует поощрять победителей конкурсов и соревнований деньгами и подарками, дипломами за поддержание хорошей спортивной формы, за здоровый образ жизни, отказ от курения, за сокращение больничных дней (менее 7 дней в году), за выполнение спортивных нормативов.

Другие статьи:

Инспектор-нарушитель
Вы думаете, что только инспектор может привлечь вас к ответственности за нарушение Правил дорожного движения? Конечно же, нет! Вы тоже можете наказать инспектора, нарушившего Правила дорожного дви ...

Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью физического лица источником повышенной опасности
Закон признает за каждым гражданином право на возмещение любого причиненного ему другими лицами имущественного вреда, представляя в его распоряжение соответствующие юридические возможности защиты ...