Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью
Страница 1

Работники ОУ (как и любой организации, предприятия) составляют трудовой коллектив. Мнение коллектива учитывается при планировании мер безопасности и принятии необходимых решений, документов. Каждый член коллектива во время трудового процесса на время вступает во взаимодействие с другими работниками. Состояние этих взаимоотношений и мнение членов коллектива (педсовет) также оказывают влияние на безопасность ОУ. Положительное влияние усиливается, когда в коллективе складывается понимание требований безопасности и доброжелательная обстановка. Члены коллектива должны сознательно поддерживать трудовую и технологическую дисциплину, быть заинтересованными в выполнении всех требований безопасности. В коллективе должен быть положительный психологический климат и спокойное, деловое отношение к не всегда понятным и порой раздражающим требованиям многочисленных ведомств и проверяющих по различным видам безопасности.

На поведение членов коллектива большое влияние оказывает поведение руководителей. Они должны быть всегда дисциплинированы, аккуратны, никогда не нарушать установленных требований и быть примером для работников и обучающихся. Это необходимая мера профилактики опасных и чрезвычайных ситуаций.

На возникновение опасных ситуаций в ОУ может оказывать влияние не только обстановка в коллективе, но и обстановка в быту у работников, обучающихся (воспитанников) и их близких, возможные социальные проблемы и семейные неурядицы. В своевременном выявлении и решении подобных проблем роль трудового коллектива порой важнее, чем иных официальных структур.

Безопасность образовательных процессов обеспечивается также следующими организационными решениями коллектива работников ОУ:

выбором образовательных программ;

выбором необходимого оборудования;

выбором приемов и режимов работы;

распределением функций и объемов работы;

профессиональным отбором и обучением работников;

применением средств защиты обучающихся и работающих;

выбором средств реализации требований безопасности и методов контроля их выполнения.

С участием работников и учетом их согласованных мнений образовательный процесс организуется так, чтобы по возможности обезопасить или исключать непосредственный контакт работников и обучаемых с материалами, процессами и явлениями, оказывающими вредное воздействие. Руководители и лидеры трудового коллектива должны выбирать и создавать такие условия, в которых не могут возникать опасные и вредные производственные факторы или в которых эти факторы обладают наименьшей интенсивностью.

Например, на кухне, в лабораториях, на практических занятиях необходимо внедрять дистанционное управление опасными приборами и процессами, обеспечивать герметизацию оборудования и применять средства защиты. Применяемое в ОУ оборудование должно быть исправным и отрегулированным для выполнения предназначенной работы (операции). Размещать оборудование требуется так, чтобы оно не создавало вредных вибраций, шумов, запахов и т. п.

Учебные и рабочие места должны быть освещены в соответствии с установленными нормами. Они должны отвечать требованиям ГОСТ, существующим требованиям безопасности, а также эргономическим требованиям.

По требованию работников и родителей в ОУ должны быть предусмотрены системы контроля и управления, обеспечивающие защиту учащихся и работников от неблагоприятных социальных воздействий, своевременное удаление посторонних лиц, обезвреживание отходов, которые служат источниками опасных и вредных для здоровья факторов.

Используемые в учебно-производственном процессе методы, информационные и иные материалы не должны оказывать вредного воздействия на обучаемых. С целью профилактики утомляемости и заболеваний следует рационально организовывать труд и отдых обучаемых и работников.

Одним из путей создания безопасных условий является участие трудового коллектива в профессиональном отборе, проверке знаний и умений работников, проведении соответствующих конкурсов. Лица, допускаемые к работе, должны проходить конкурсный отбор и проверку соответствия их физиологических, психологических и иных характеристик выполняемой работе. Проверка состояния здоровья работников обязательна как при допуске к работе, так и периодически в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ. Однако некоторые скрытые проблемы могут быть выявлены лишь коллегами в процессе работы. Это касается, например, фактов алкоголизма, моральной распущенности и иных, недопустимых в ОУ явлений.

Лица, допускаемые к выполнению работы, должны иметь необходимую профессиональную подготовку, включая подготовку по вопросам безопасности. Поэтому руководители вместе с трудовым коллективом ОУ должны воспитывать у работающих сознательную дисциплину и привычку постоянно осуществлять самоконтроль соблюдения требований безопасности: они постоянно находятся на виду у обучаемых, которые сравнивают декларируемое и фактическое отношение своих педагогов к вопросам безопасности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие и виды договоров в Римском частном праве
Несмотря на многовековой процесс изучения наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день. Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в сам ...

Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью физического лица источником повышенной опасности
Закон признает за каждым гражданином право на возмещение любого причиненного ему другими лицами имущественного вреда, представляя в его распоряжение соответствующие юридические возможности защиты ...