Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушенияСтраница 1
1. ЗК 1991г. не содержал норм о дисциплинарной ответственности работников организаций. Следует обратить внимание на то, что комментируемая статья вряд ли уместна и в новом Кодексе, тем более в существующей редакции.
Во-первых, Кодекс как основополагающий правовой акт в системе земельного законодательства имеет целью регулирование земельных отношений, то есть отношений по использованию и охране земель (см. ст.3 Кодекса и комментарий к ней). Совершенно очевидно, что отношения, связанные с применением мер дисциплинарной ответственности, не являются земельными отношениями. Поэтому нормы комментируемой статьи выходят за пределы правового регулирования, определенные самим Кодексом в ст.3.
Во-вторых, дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности является категорией трудового права и означает ответственность работников за совершенные ими дисциплинарные правонарушения (проступки). При этом, согласно ст.192 ТК РФ, дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Дисциплинарный (должностной) проступок может выражаться, например, в нарушении правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических правил и т.п.Поэтому принципиально неверно говорить о дисциплинарной ответственности работников за совершение земельных правонарушений.
Приведенные рассуждения адресованы, скорее, законодателю и лицам, изучающим земельное право, чем правоприменительной практике. Представляется весьма актуальным радикальное изменение редакции комментируемой статьи с целью приведения ее в соответствие с давно сформировавшимися юридическими категориями (см. также комментарий к ст.74 Кодекса). В принципе и исключение данной статьи из текста Кодекса было бы вполне оправданно: она не обладает качествами правового регулятора соответствующих общественных отношений, так как нормы гражданского, административного, трудового и уголовного права применяются к правонарушителям и без дополнительных "указаний" земельно-правовых норм. Внесение соответствующих изменений в данную статью (или исключение ее из текста Кодекса) целесообразно еще и потому, что нынешняя ее редакция, на наш взгляд, может дезориентировать учащихся и правоприменительную практику.
На практике следует исходить из того, что дисциплинарная ответственность заключается в наложении работодателем на работника, виновного в совершении дисциплинарного проступка, одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных трудовым законодательством. В соответствии со ст.192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
2. Комментируя п.2 ст.75 Кодекса, следует уточнить, что трудовым законодательством определяется не только порядок, но прежде всего основания привлечения к дисциплинарной ответственности и виды налагаемых взысканий.
В ст.193 ТК РФ определен следующий порядок применения дисциплинарных взысканий. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Другие статьи:
ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, упол ...
АВТОСТРАХОВАНИЕ
Автомобиль экономит время, делает жизнь комфортнее и удобнее, однако предполагает
и непредвиденные расходы на восстановительный ремонт после ДТП, на покупку новой
автомагнитолы взамен украденной, ...