Государственный земельный контроль
Страница 1

1. Глава XII Кодекса вводит новое понятие — земельный контроль, содержание которого, как следует из названия этой главы, составляет контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. Для сравнения напомним, что ст.107 и 108 ЗК 1991г. регулировали отношения, связанные с осуществлением только государственного контроля в области использования и охраны земель. Понятие "контроль за использованием и охраной земель", которым оперировал ЗК 1991г., означало контроль за соблюдением требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Определение земельного контроля, предложенное в Кодексе, представляется менее удачным. Из него следует, что параллельно существуют как бы две самостоятельные формы контроля — за соблюдением законодательства, а также за охраной и использованием земель.

С учетом того, как определен в ст.2 Кодекса состав собственно земельного законодательства (Кодекс, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации), можно утверждать, что не все нормы земельного права содержатся в земельном законодательстве (см. ст.2 Кодекса и комментарий к ней). В то же время должен быть обеспечен государственный контроль за правильной реализацией норм земельного права, содержащихся в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, не входящих в систему земельного законодательства, а также в правовых актах Президента и Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Охрана и использование земель должны осуществляться в соответствии с нормами земельного права, содержащимися как в земельном законодательстве, так и в других правовых актах. Контроль за деятельностью в данной сфере на практике выражается в проверке соответствия такой деятельности требованиям правовых норм, установленных в актах разного уровня. Кроме того, именно земельное законодательство регулирует земельные отношения, то есть отношения в области использования и охраны земель (см. п.1 ст.3 Кодекса). Поэтому понятие земельного контроля, использованное в новом Кодексе, представляется не до конца логически выверенным.

По правилам ст.71, 72 и 73 Кодекса должны осуществляться четыре вида земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.

Предметом государственного земельного контроля являются проверка деятельности организаций, их руководителей, должностных лиц и граждан, участвующих в отношениях по охране и использованию земель, с целью определения соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, регулирующих земельные отношения.

Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель до недавнего времени было возложено на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастра). Однако, как уже отмечалось (см. комментарий к ст.70 Кодекса), данный орган прекратил свое существование на основании постановления Правительства РФ от 19.08.2004г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости".

Указанным постановлением установлено, что:

а) государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее — Агентство);

б) должностные лица и специалисты Агентства и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19.11.2002г. N 833 "О государственном земельном контроле", при этом обладают правами и полномочиями, установленными указанным постановлением для должностных лиц и специалистов Федеральной службы земельного кадастра России и ее территориальных органов;

в) руководитель Агентства, его заместители и руководитель структурного подразделения центрального аппарата Агентства, ведающие вопросами государственного земельного контроля, его заместители, а также специалисты структурных подразделений центрального аппарата Агентства, ведающие вопросами государственного земельного контроля, являются соответственно главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместителями, а также государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

На вас составляют протокол
Протокол — это еще не постановление, поэтому ничего страшного в том, что его составляют, нет, особенно если речь идет о незначительных нарушениях. Виновным вы еще не признаны. При составлении на ...

Свидетели по факту нарушения ПДД
Одной из первых мыслей, которые посещают голову водителя, когда он видит взмах жезла, направленный на него с требованием остановиться, является мысль о том, что в качестве свидетелей того, что он ...