Собственность на землю субъектов Российской ФедерацииСтраница 1
1. В ст.18 сформулированы критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации. Одним из таких критериев Кодекс называет признание федеральными законами земельных участков собственностью субъектов Федерации. К таким федеральным законам, относится, в частности, ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях", согласно п.6 ст.2 которого особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (см. также комментарий к п.2 ст.16 Кодекса).
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
фонда перераспределения земель;
земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абз. 4 ст.3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в п.1 ст.5 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (см. также комментарий к ст.19 Кодекса).
Перечни земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, утверждаются актами Правительства РФ.
Поскольку субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, они могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Российской Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст.243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст.279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст.284-285 ГК РФ) и т.п.
От имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл.5 ГК РФ.
2. В комментируемой статье законодатель не упоминает ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", как это сделано в статьях, посвященных федеральной и муниципальной собственности (см. ст.17 и 19 Кодекса). В связи с этим возникает ряд трудностей в толковании положений п.1 и 2 ст.18. Данное обстоятельство после принятия Кодекса уже неоднократно было отмечено в научной литературе.
По своей сути в п.2 ст.18 Кодекса продублированы основания возникновения права собственности субъектов Российской Федерации на земельные участки в результате разграничения государственной собственности на землю, которое проводится в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (тем не менее не упоминаются земельные участки под поверхностью участков недр регионального значения).
Другие статьи:
«Счастливый» обладатель зеленого талона
Таким «счастливчиком» называют того, кто вместо своего водительского удостоверения
получил временное разрешение — зеленую карточку.
Срок действия временного разрешения — до вступления в силу постан ...
Удержания из заработной платы
В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут
производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными
федеральными законами.
В зависимости ...