Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Страница 1

1. Как уже отмечалось, в соответствии со ст.72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что регулирование земельных отношений должно осуществляться на согласованной основе с помощью законов и иных правовых актов Федерации и ее субъектов. В иностранных федеративных государствах компетенция субъектов — штатов, земель, провинций, кантонов — в сфере земельных отношений весьма широка. Она включает функции в сфере правового регулирования, управления земельными участками, распоряжения ими, а также контроля за использованием земель. Федерация либо сохраняет за собой решение межтерриториальных земельных вопросов, либо вообще оставляет земельные отношения за пределами федерального конституционного регулирования.

В п.1 комментируемой статьи конкретно определены два важнейших полномочия субъектов Российской Федерации. Допускается отнесение к их ведению также иных полномочий. Объем и характер последних определяется по "остаточному принципу" — если они не отнесены к полномочиям Российской Федерации или органов местного самоуправления. Такая юридическая формула позволяет субъектам Федерации самостоятельно регулировать земельные отношения, учитывая специфику региональных и местных условий. А они весьма разнообразны.

С учетом сказанного можно объяснить использование ряда регуляторов. Наиболее важные вопросы отражены в конституциях и уставах субъектов Федерации. Речь идет, во-первых, о землях, закрепленных в государственной собственности субъекта Федерации. Во-вторых — об использовании земель, о владении, пользовании и распоряжении землей в соответствии с федеральным законодательством, конституцией или уставом субъекта Федерации, его законами и иными правовыми актами. В-третьих, запрещается пользование и распоряжение земельными ресурсами в ущерб интересам народа и будущих поколений жителей региона. В-четвертых, обеспечивается рациональное использование земли как элемента окружающей природной среды в сочетании с лесным, водным и иным законодательством.

Стремясь определить "свой пласт" законодательного регулирования земельных отношений, почти половина субъектов Российской Федерации приняли в последние годы свои земельные законы. В ряде республик и областей действуют земельные кодексы, многие положения которых вполне оправданны ввиду потребности в детальном регулировании и максимальном учете местной специфики. И все же потребуется более четко увязать положения регионального законодательства с императивными требованиями Кодекса. Кроме того, такая форма закона, как кодекс, вряд ли соответствует уровню регионального регулирования. В некоторых субъектах Федерации действуют законы о регулировании земельных отношений и иные законы.

Выделенное в п.1 ст.10 Кодекса полномочие по изъятию земель для нужд субъекта Федерации обычно закрепляется и в названных региональных законах. В них предусмотрены основания изъятия земель, субъекты, имеющие право постановки данного вопроса, и субъекты, уполномоченные его решать, порядок сбора информации, документов и их анализа, принятые решения, а также способы изъятия. В последнем случае имеется в виду либо безвозмездный способ (в качестве превентивной или обеспечительной меры) либо возмездный, — в порядке выкупа за счет средств бюджета субъекта Федерации. Это диктуется его публичными интересами. Решение принимается либо губернатором, правительством субъекта Федерации, либо судом.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Инспектор-нарушитель
Вы думаете, что только инспектор может привлечь вас к ответственности за нарушение Правил дорожного движения? Конечно же, нет! Вы тоже можете наказать инспектора, нарушившего Правила дорожного дви ...

Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных пол ...