Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.
В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.
В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений- органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.
Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Как свидетельствует практика последних лет, рассмотрение проекта федерального бюджета представительным органом России вызывало большое количество осложнений. Поэтому законодатель пошел по пути детальной регламентации порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете на каждый конкретный год.
Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Федеральный закон "О Федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии со ст.105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом.
Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее решение.
В соответствии с бюджетным законодательством местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В городе Тольятти бюджетный процесс регламентируется Уставом г.Тольятти и "Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе", утвержденном Тольяттинской Городской Думой. Эти нормативно-правовые акты четко разграничивают деятельность и полномочия участников бюджетного процесса, а также стадии прохождения бюджетного процесса.
Оценивая бюджет на 2004 год, можно сказать, что он является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики , уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2004 год. Его успешное выполнение- залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.
[1] Формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ.
[2] Вопрос о подготовке отчета об исполнении бюджета регулируется ст.271, 272, 273 БК РФ, которые отнесены к разделу "Государственный и муниципальный финансовый контроль".
[3] Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2000 г., с.101
[4] БК РФ ст.28
1 ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"
[5] "Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс." Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.136.
1 Согласно ст.69 БК РФ.
[6] "Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс." Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.137.
[7] Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2000 г., с.116
1 Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой / М.- 2002 г., с.157
2 БК РФ ст.170
[8] Бюджетное послание Президента РФ "О бюджетной политике в 2004 г." в Федеральное Собрание РФ
[9] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой / М.- 2002 г., с. 168
1 БК РФ ст.192 п.1
[10] Правовое положение этих фондов закреплено в БК РФ в ст.13 и частично в ст.144 ( с изменениями и дополнениями)
[11] БК РФ ст.193
[12] БК РФ ст.196
1 БК РФ ст.204
2 БК РФ ст.203 ч.1 п.4
[13] БК РФ ст.205
[14] БК РФ ст.206
[15] БК РФ ст.207
1 Конституция РФ ст.107
[16] Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др./ М.-2003 г., с.109
[17] Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др./ М.-2003 г., с.109-110
1 Подробнее в постановлении Правительства РФ от28.08.1997 г. № 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета"
2 БК РФ ст.256
1 Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др./ М.-2003 г., с.112
[18] Устав г.Тольятти ст.94
[19] Ст.3 "Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Толятти".
[20] Ст.10 "Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Толятти".
[21] Ст.12 "Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Толятти"
[22] Ст.13 "Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Толятти"
[23] Ст.17 "Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Толятти"
Другие материалы:
«Счастливый» обладатель зеленого талона
Таким «счастливчиком» называют того, кто вместо своего водительского удостоверения
получил временное разрешение — зеленую карточку.
Срок действия временного разрешения — до вступления в силу постан ...
ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦА, КОТОРОЕ УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008
г. № 475 ...